«Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ»
Здоровьесберегающие
образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и
развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья учащихся.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические
технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса,
способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные
с непосредственной работой педагога с детьми;учебно-воспитательные технологии,
которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию
культуры здоровья воспитанников.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые
я используем в своей работе:
Коррекционные технологии
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей,
отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.
Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение
и подключить внутренние резервы организма ребенка такие как:
красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка,
горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия
используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не
только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их,
обыгрывать. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети
перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких
переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются
обсуждать их со взрослыми.
Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения.
Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные
эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной
утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с
неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и
другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям
преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое
напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в
непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с
артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка
не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и
простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей
системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как
пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции
звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют
значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Также в своей работе я использую элементы педагогической системы Марии
Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система
саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на
развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То
есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему
соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый
помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также
проходить собственный путь развития.
Особое внимание в работе уделяю развитию мелкой моторики , задачами
которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие
активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики использую пальчиковая гимнастика, игры с
природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также
игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в
непосредственно образовательной деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий